Стоит отметить, что до подачи жалобы, искового заявления участник ВЭД вправе обратиться с запросом в таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия (бездействия) либо о причинах непринятия решения, несовершения действия, если это затрагивает его права и законные интересы непосредственно и индивидуально (статья 265 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ)).
Срок подачи такого запроса составляет шесть месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). С запросом о предоставлении необходимой информации можно обратиться как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.
Обращаем внимание, что в связи с реорганизацией таможенных органов в 2020 году с 15.09.2020 начал функционировать Южный таможенный пост (ЦЭД) Южной электронной таможни, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Пролетарский, пер. Энергетиков, д. 11, 344000. Также продолжает свою работу Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни, адрес которого: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мысхакское шоссе, д. 61, 353915.
Вышестоящими таможенными органами по отношению к указанным таможенным постам являются Южная электронная таможня (344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, р-н Пролетарский, пер. Энергетиков, д. 11) и Новороссийская таможня (353915, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Мысхакское шоссе, д. 61).
Законодательно порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов определен главой 51 Федерального закона № 289-ФЗ.
В соответствии с положениями данной главы каждый участник ВЭД может обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Федеральный закон № 289-ФЗ предъявляет определенные требования к форме и содержанию жалобы. Для принятия жалобы к рассмотрению по существу необходимо соблюдение письменной формы, при этом жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.
Согласно положениям части 2 статьи 290 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба может быть подана в электронном виде. Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
Вместе с тем, в соответствии с переходными положениями нормы о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме будут применяться с 01.01.2022. Таким образом, до указанного момента жалоба, поступившая в таможенный орган по информационным системам общего пользования, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании, что является основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении по существу.