Зачем в школе учить химию, знает Татьяна Волкова – учитель с 30-летним стажем миллеровской гимназии № 1

С преподавателем химии гимназии № 1 г. Миллерово Татьяной Волковой мы познакомили читателей «Нашего края» не так давно. В мае 2023 года она представляла Ростовскую область в финале Всероссийской профессиональной олимпиады среди преподавателей естественно-научных дисциплин «ДНК науки». Заняв призовое место, миллеровский педагог вошла в пятерку лучших учителей России.

Общество

Второй учитель в семье

Рассказывая о том, как происходило определение профессионального пути, Татьяна Николаевна вспоминает свои школьные годы. Она родилась и выросла в семье механизатора и сельской учительницы, которые жили и  трудились в сл. Нижнекамышинка. Мама на протяжении 40 лет преподавала в местной школе русский язык и литературу. За выдающиеся успехи в развитии образования и высокий профессионализм Раиса Филипповна Волкова была награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Конечно, мамины достижения, ее увлеченность педагогикой не остались незамеченными дочерью. Она тоже выбрала профессию учителя. С успеваемостью у Татьяны проблем никогда не было, правда, естественные науки давались легче, чем гуманитарные. Особенно нравилась химия. Поэтому после окончания девяти классов средней школы приняла решение продолжить учебу в ростовском педклассе, где наравне с общеобразовательными предметами, отдельные дисциплины вели преподаватели Ростовского государственного пединститута. В этом вузе, в последствии изменившим статус на университет, Татьяна получила высшее педагогическое образование по специальности «химия, биология, естествознание».

Сразу после окончания учебы, в 1994 году вернулась на малую родину, была направлена районным управлением образования на работу в школу (ныне гимназию) № 1. Здесь и преподает детям азы химии по сей день.

Ведущий педагог гимназии

В результате почти 30-летней плодотворной педагогической работы Татьяна Николаевна стала одним из ведущих учителей гимназии. Она возглавляет школьное методическое объединение учителей-предметников естественного цикла. Имеет высшую квалификационную категорию, является экспертом ОГЭ по химии, руководитель пункта проведения основного государственного экзамена. Неоднократно становилась победителем муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Современный урок — современным детям».

Награждена Благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, благодарностью от Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования за проведение на высоком уровне мастер-класса для учителей химии города и района.

Сама Татьяна Николаевна считает главным достижением тот факт, что за три десятилетия не только не утратила увлеченности своим предметом, но и смогла привить интерес к химии, как к науке, многим ученикам.

Человек, как и весь мир, состоит из веществ

Что скрывать, химия — один из сложных предметов. Не каждый школьник понимает важность его изучения. Многие воспринимают этот урок, как повинность, которую необходимо нести. Чтобы заинтересовать ребят, педагог не боится отвечать на их вопросы, касающиеся этой темы.

Семиклассники, только начинающие знакомиться с химией, часто спрашивают меня: зачем в школе вообще учить этот предмет? Объясняю им, что весь мир, в том числе и человек, состоят из веществ. В каждой нашей клеточке постоянно происходят какие-то процессы и изменения. Знания о химических элементах, соединениях, реакциях позволяет нам не только проникать в их основу, но и видеть суть происходящих вокруг явлений, лучше понимать себя, свой организм, применять эти знания в повседневной жизни, в решении многих бытовых вопросов, — поясняет Татьяна Николаевна.

Наглядным примером повседневного полезного применения химических знаний стала лабораторная работа, проведенная совместно с учителем биологии Еленой Лаптуровой, для учащихся старших классов на базе открывшегося в гимназии в минувшем учебном году центра «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

С помощью установленных датчиков девятиклассники определяли уровень Ph в трех разных группах шампуней. И теперь знают, какой из них нейтрально влияет на кислотно-щелочной баланс волос и кожи головы, то есть на их здоровье. Конечно, не научное открытие, но первый уверенный  шаг в работе «Точки роста», вызвавший живой интерес детей, да и в жизни пригодится.

Счастливая мама и классный руководитель

Надо отметить, что среди учащихся классного руководителя Татьяны Волковой больше ребят, по-настоящему заинтересованных в изучении химии. Подтверждение тому, значительное количество школьников, целенаправленно выбирающих с 10 класса естественно-научный профиль обучения, подтверждающих высокий уровень знаний в ходе ЕГЭ, поступающих после окончания гимназии на химфак и в медицинские вузы.

Три года подряд гимназисты участвуют и показывают достойные результаты в ежегодном Международном химическом диктанте.

Татьяна Волкова и ее талантливые ученики — постоянные участники олимпиад и конкурсов различного уровня. Так, в 2018 году Анастасия Олемская стала призером Всероссийского конкурса «Старт в науке». Отличные баллы на Едином госэкзамене по химии (90+) в том же году набрал Игорь Удовенко (100 баллов), а в 2022 году — Виолетта Гадирова (97 баллов).

Классный руководитель и учитель химии отправила в большую жизнь три выпуска гимназистов. В числе 60 ее бывших учеников – выпускник гимназии 2014 года, окончивший        Ростовский государственный медицинский университет, ныне врач-хирург взрослой поликлиники Миллеровской ЦРБ Артем Подоплелов.

Среди одаренных школьников и сын Татьяны Николаевны — Владислав, — призер регионального конкурса исследовательских работ, проводимого Южным федеральным университетом в 2015 г.  Сегодня Влад — студент этого вуза. Окончив гимназию с золотой медалью, уехал в Таганрог, где поступил в Институт радиотехнических систем и управления ИТА ЮФУ.

В мае этого года в поездке на финал Всероссийской профессиональной олимпиады среди преподавателей естественно-научных дисциплин «ДНК науки», который проходил в Москве в Академии Минпросвещения России, Татьяну Николаевну сопровождал сын. Он первым поздравил маму с призовым местом на федеральном уровне.

В финальных испытаниях участвовали более 60 педагогов. В итоге наивысшие баллы удалось набрать только пятерым: победителю и нам, четырем призерам. Результат олимпиады стал для меня приятной неожиданностью, новой ступенью в самореализации, приобретением бесценного инновационного опыта, стимулом для дальнейшей работы, — делится миллеровский педагог.

Желаем Татьяне Николаевне новых успехов на педагогическом поприще, продолжать искать и находить творческие способы утоления ученической жажды знаний, повышать уровень своего профессионального мастерства.

Фото: из архива Т. Н. Волковой

Наш край