Застенчивый ребенок

Людмила Шевцова, психолог.

Мой ребенок пойдет в ? третий класс. Дома все уроки делает, но у доски внятно отвечать не может. Одноклассники смеются над ним, он краснеет и заикается. Можно ли ему помочь?

Светлана Ивановна, 42 года.

— Это застенчивость, которая так и проявляется: смущение при контактах с людьми, тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, чувство вины, покраснение лица, потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, опущенные вниз глаза, тихий голос и т.д.

Медицина

Чтобы помочь ребенку, необходимо разобраться, какие факторы влияют на возникновение застенчивости.

Природный фактор

Это темперамент, тип нервной системы. Застенчивость характерна интровертам — людям, направленным на свой внутренний мир, предпочитающим уединение (флегматики и меланхолики). Встречаются застенчивые экстраверты — люди, стремящиеся к общению и многочисленным контактам (холерики и сангвиники). В силу своей настойчивости, смелости, оптимизма им удается бороться с внутренней застенчивостью.

Социальный фактор

Гиперопека: родители все решают за ребенка, программируют каждый его шаг.

Тревожно-мнительный тип воспитания. В семье один ребенок. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это почва для развития нерешительности, робости, неуверенности в себе.

В семье между родителями и детьми нет эмоционального тепла, взрослые часто недовольны своим ребенком и т.д. В результате искажения семейного воспитания вырастают дети с эмоциональными нарушениями — агрессивные или застенчивые.

Рекомендации родителям

1. Создайте комфортные условия. Повышайте самооценку, начинайте с похвалы.

2. Доверие. Пусть ребенок не боится говорить вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

3. Принимайте ребенка со всеми достоинствами и недостатками.

4. Искренность чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности. Обучайте его навыкам общения.

5. Найдите сильные стороны своего ребенка, например, хорошо рисует, но в математике не успешен, не заостряйте внимание на том, что не получается, замечайте, что он делает лучше других.

6. Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован, не упрекайте.

8. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо, сами не позволяйте себе говорить плохо о своем ребенке.

Наш край