Здоровья, жизненных сил и спустя 30 лет желают учителям благодарные ученики

В  1979 году Советский Союз строил развитой социализм и готовился к XXII летним Олимпийским играм, а мы, маленькие граждане этой грозной и могущественной державы, пришли в первый класс, держась за руки своих мам и пап.

Несмотря на то, что Мальчевская средняя школа размещалась в старом здании, а сидели мы за видавшими виды деревянными партами с углублениями для перьевых ручек и чернил, для нас это было не главное, потому что из класса в класс, согревая теплом своей души, вели нас опытные педагоги, настоящие мастера своего дела - классные руководители: В. М. Свечкарёва, Т. Д. Солоп, Т. А. Рудая, Л. А. Ковалёва, Л. Д. Цыркунова (завуч), а также учителя: П. М. Бахаровский (директор), А. Н. Безуглова, Л. Н. Богданова, В. П. Житников, В. Ф. Журбина, А. А. Зелинский, Ю. Н. Кузин, Т. А. Кузина (завуч школы), Н. И. Никитин, Л. В. Свечкарёва, В. В. Стрелков, Н. П. Стрелкова, П. Н. Плескачёв, Е. А. Тарасова, М. С. Третьяков, Т. Н. Чередниченко.

 

РАЙОН И ЛЮДИ

Их рабочий день, как правило, начинался в 8 часов (если не было нулевого урока), а заканчивался иногда поздно вечером, потому что после уроков мы репетировали и проводили тематические вечера, спортивные соревнования, конкурсы, собирали металлолом и макулатуру. А ещё была зона пионерского и комсомольского действия, работа с подшефными младшими школьниками, «Зарница» и «Орлёнок», осенние и весенние полевые работы… И, конечно же, все эти мероприятия проходили под чутким руководством наших клас­сных руководителей.

Наши учителя всё пропускали через себя и старались организовать и учёбу, и внеклас­сную жизнь интересно и творчески: разобрали сложную тему по математике — и сразу весь класс, разделённый на «четвёрки» и «пятёрки», «бросался» в соревнование по решению задач новой темы. В это время на нашего классного руководителя, учителя  математики Любовь Даниловну Цыркунову  мы не смотрели – некогда было , но, видимо, она улыбалась, потому что была довольна тем, как мы усвоили эти непростые уравнения.

Наши первые учителя: Валентина Михайловна Свечкарева (станция Мальчевская), Клавдия Захаровна Федорова (хутор Гетманов), Евгения Алексеевна Печерская (хутор Зелёная Роща), Ольга Фёдоровна Щеглова (хутор Полосачи) —  научили читать, писать и считать. Именно в начальных классах мы пережили самые первые волнительные моменты для каждого советского человека — стали октябрятами и вступили в пионеры.

Любовь к русскому языку и литературе нам привили Тамара Анатольевна Рудая и Людмила Александровна Ковалева. Глубоко чувствующие и понимающие произведения классиков, они с трепетным чувством доносили до нас замыслы авторов повестей и романов и посвящали нас в тайны мастерства великих художников слова. В те далёкие годы мы не догадывались, что кое-кто из нас в зрелом возрасте будет писать «профессиональные сочинения» почти каждый день.

Конечно, нельзя забыть уроки истории Татьяны Даниловны Солоп. О событиях двух-, трехтысячелетней давности она рассказывала легко и свободно, представляя учеников нашего класса в роли исторических деятелей. Вот смеху-то было, когда Татьяна Даниловна «назначила» Пашу Суркова Юлием Цезарем, а Иру Куклину — Клеопатрой. В результате далёкие и чужие исторические персоны становились близкими и своими.

Мальчевские школьники всегда были лучшими на военных сборах. А почему? Да потому, что военрук Владимир Викторович Стрелков личным примером увлёк парней в соревнование «Кто быстрее дойдёт до 1000 подтягиваний». Полы школы были в черных полосах от сапожного крема кирзовых сапог старшеклассников. В этих же сапогах дважды в неделю мы бегали по три километра. Но зато на сборах никто из нас не стер ноги в кровь, и победа в кроссе была за мальчевцами!

Мы не забудем уроки физкультуры, спортивную секцию, туристический клуб «Аммонит», лекции по философии, палеонтологии, астрономии, древней литературе, статьи о родном крае, песни собственного сочинения многогранного и одарённого учителя Владимира Петровича Житникова. В том числе благодаря его стараниям мы стали крепки не только телом, но и духом.

Учителя всегда протягивали руку помощи отстающим ученикам. Вопрос, заданный в конце урока, никогда не оставался без ответа. Зачастую учителя «подтягивали» подопечных после занятий по расписанию. В этом плане  показателен следующий пример: накануне начала перестройки автора этих строк угораздило тяжело заболеть. Третья четверть была почти полностью пропущена, и реально было получить итоговые «тройки» по предметам.  Тамара Андреевна Кузина, Тамара Анатольевна Рудая,  Александр Александрович Зелинский, другие учителя сами предложили мне дополнительно (конечно, бесплатно) позаниматься. Воистину, широчайшей души люди.

Мы желаем нашим педагогам здоровья, жизненных сил и приятного общения с внуками и правнуками. Искренне надеемся встретить с вами, дорогие наши учителя, еще много-много школьных юбилеев.

 

Наш край