Апостолам равен

В этом году исполняется 1000 лет со дня преставления князя Владимира. День памяти будут отмечать в День Крещения Руси, 28 июля. По этому случаю власти России запланировали проведение торжественных мероприятий.

Православная Церковь различает несколько «степеней» святости: мученики (в том числе великомученики и страстотерпцы), исповедники, преподобные, праведные, блаженные, святители и равноапостольные, то есть равные по своему служению и жизни апостолам. Таких святых совсем немного. И великий князь Киевский Владимир вместе с княгиней Ольгой, своей бабкой, из их числа.

старое Общество

ВЫБОР ВЕРЫ

Князь Владимир один из самых известных «персонажей» и нашей истории, и нашего фольклора, и нашей святости. Дата канонизации неизвестна, но уже в XIV веке его повсеместно почитали как святого.

А вот дата его смерти известна точно — 28 июля (по новому), день, когда наша Церковь отмечает не только память этого святого, одного из первых русских святых, но и сам День Крещения Руси.

Слово «вера» сопровождала всю жизнь Крестителя Руси. Один из самых замысловатых и таинственных эпизодов его жизни — знаменитый «выбор веры». Учёные спорят до сих пор о том, в какой степени эта история имела место в действительности. Князю предстояло выбрать между исламом, иудаизмом, западным христианством (напомним, что в 988 году христианская Церковь ещё не была формально разделена) и христианством греческого, византийского образца.

ИМЯ — ВЛАДЕТЕЛЬ МИРА

Насколько главное деяние великого князя Владимира -Крещение Руси — было его собственным сознательным выбором? Как это ни странно, жизнь князя Владимира, удалённая от нас более чем на тысячу лет, известна не менее, чем жизнь некоторых знаменитых личностей XIX или XX века.

Родители будущего Крестителя Руси — князь Киевский Святослав Игоревич и его наложница Малуша (хотя некоторые считают её законной женой). Личность Малуши вызывает споры у историков. Летописи считают её то «ключницей», то «милостивицей» (любимицей, фавориткой) княгини Ольги, матери Святослава. Некоторые исследователи называли её пленной княжной, дочерью разбитого Ольгой древлянского князя Мала. Но представление об униженном, рабском положении матери Владимира было у всех исследователей. Именно этим объясняли они отказ гордой полоцкой княжны Рогнеды выйти замуж за князя. «Не хочу робичича разути», то есть «не хочу разуть (по свадебному обряду) сына рабыни».

Так относилась к нему не одна она. Потому детство и юность князя Владимира, наверное, не были лучезарными. Хотя о том, что его предназначали к княжескому служению, говорит имя, которое он получил при рождении. Это княжеское имя — Владимир, владетель мира. Ведь, строго говоря, в языческом государстве, где многоженство было в порядке вещей, дети от наложниц обладали теми же правами, что и законные.

Что стало с Малушей — неизвестно. Некоторые историки считают, что она приняла крещение в Константинополе вместе со своей свекровью, княгиней Ольгой.

А юный князь Владимир воспитывался дядей, братом Малуши — Добрыней, возглавлявшим княжескую дружину, и под присмотром бабки, первой царственной христианки на Руси. Почему же не крестился Владимир в детстве? Трудно ответить на этот вопрос. Видимо, мужское влияние, влияние воинской дружины во главе с Добрыней было традиционно сильнее женского. Хотя в то время, как и до крещения княгини Ольги, в Киеве было немало христиан: прежде всего византийцев, которые вели торговлю с Киевской Русью. Ныне известно, что уже в середине X века появляются христиане и среди русской знати. Об этом говорят кресты, найденные в захоронениях той эпохи. Так что Русь уже была готова к судьбоносному своему перевороту. А молодой князь Владимир?

После смерти своего отца Святослава двадцатилетний Владимир устраняет конкурентов на киевский отчий престол. Он, как пишет Карамзин, «с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что родился быть Государем великим».

Русичи к этому времени уже прославились своей храбростью и воинским искусством. Князь Владимир присоединяет Червонную Русь — Галицию, усмиряет бунт вятичей, завоёвывает «страну Ятвягов» — предков латышей и литовцев, распространяет свои владения до самого Балтийского моря, а также успешно воюет с печенегами и камскими булгарами… Как замечает тот же Карамзин: «Владимир, вместе со многими героями древних и новых времён, любя жён, любил и войну». Таковы были языческие времена.

РОГНЕДА И ДРУГИЕ

Некоторые считают, что эта красавица происходила из обрусевших потомков викингов, слишком уж непреклонным был её характер. Как бы там ни было, скорее всего, имя Рогнеда — варяжского происхождения. В те времена (как никогда позже) связи Руси со Скандинавией были самыми тесными, и варяжская дружина князя, и династические браки были явлением обычным. Первые мученики за веру в Киеве были тоже варяги-христиане. Хотя большинство варягов в то время -язычники и оставались ими ещё несколько веков.

Из всех женщин, связанных с князем Владимиром, эта гордая княжна была самой знаменитой. С презрением отвергнувшая «сына рабыни», она затем жестоко поплатилась за свой отказ. Изнасилованная Владимиром, по наущению его дяди Добрыни, на глазах своих родителей, убитых тут же, она стала женой ненавистного ей князя. Можно только представить себе, какова была их семейная жизнь! Летописи говорят о попытке Рогнеды убить мужа и его решении казнить её. И лишь вмешательство их малолетнего сына спасло ожесточившуюся женщину. Крошка, защищая мать, вышел навстречу отцу с огромным мечом, и Владимир отступил.

Какие страсти, какой накал! Здесь и ненависть, и ревность, и, одновременно, четверо сыновей, родившихся у Рогнеды за годы их брака. Среди них и Ярослав, которого потом назовут Мудрым, великий князь Киевский, просветитель Руси, продолжатель дела Владимира.

Языческая Русь разрешала многожёнство. Поэтому, кроме Рогнеды, у Владимира было ещё несколько жён. Их, не называя имён, упоминает «Повесть временных лет». Среди них, например, «болгарыня» — мать будущих первых русских святых, князей-братьев Бориса и Глеба.

Как видим, молодой Владимир далёк от святости. Всё изменилось после принятия князем христианства.

Существует предание, что Рогнеда, отпущенная князем, как и другие его языческие жёны, на свободу, тоже приняла крещение и позднее постриглась в монахини с именем Анастасия.

ИСТОК СВЯТОЙ РУСИ

Главной «интригой» в судьбе и личности Владимира является его чудесное и почти мгновенное преображение: из дикого язычника, жестокого и сладострастного (свидельствует «Повесть временных лет»), князь вдруг превращается в кроткого и благочестивого человека. Такой силы было воздействие на него принятой Христовой веры!

Но путь к крещению был долгим и трудным.

Духовная жажда мучила и томила этого язычника. Ни в буйных расправах, ни в «любострастии» не находил он удовлетворения этой своей жажды.

Святая княгиня Ольга не смогла обратить его в христианство ни своим увещеванием, ни своим примером. Однако многое может молитва! И это по её молитвам Владимир пришёл ко Христу. Сам пришёл.

Мы знаем, что после своего крещения князь Владимир немедленно крестил свой народ в водах Днепра. Все его действия теперь были подчинены этому миссионерскому порыву. Он свергает языческих идолов, строит храмы. Как все неофиты, он, конечно же, полон желанием всем рассказать об Истине, открывшейся ему! И глубоко символично, что перед своим крещением в Корсуни (крымском Херсонесе) князь внезапно ослеп. Ослеп и испугался. Но был непреклонен в своём выборе и решении креститься. После погружения в крещальную купель князь Владимир обрёл зрение. Но это было уже другое зрение.

С принятием христианства меняется весь строй жизни древнерусского государства. Конечно, это происходит не одномоментно, но уже через несколько десятилетий мы находим Русь процветающей христианской державой с самобытно развивающейся культурой.

В своей проповеди в День памяти святого князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, называя православную веру основным стержнем нашего мироосознания, нашего исторического пути, сказал: «Вот и сегодня очень многие хотели переформатировать наш внутренний стержень, сознавая, что благодаря этому стержню Русь непобедима.

И может быть, нынешнее идеологическое давление на веру ещё страшнее того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, — кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. Можно подумать: да, в самом деле, зачем нам всё это надо? И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь».

Предупреждён — значит вооружён Верой. Русь не будет потеряна. 28 июля всем Русским миром мы будем праздновать день Крещения Руси и с благодарностью вспоминать святого князя Владимира.

Наш край