Именно солома, лузга и другие органические отходы сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий являются сырьем для изготовления специального субстрата, который в условиях стерильной чистоты засевается мицелием, т. е. семенным материалом вешенки. С Анной Липчанской, технологом, мы проходим в камеру. Это большое помещение, в котором плотно в несколько ярусов развешаны блоки. Вот здесь, собственно, и растут грибы. Таких камер на предприятии несколько. На одну волну (развитие грибницы и созревание) приходится 3-4 недели.
Чтобы получить хороший урожай, рассказывает агроном Юлия Недосекова, необходимо строго соблюдать технологию. Нужную температуру, свежий воздух и влажность необходимо обеспечить в строго определенное время. Здесь нужны не только знания, но и опыт. Не снизишь температуру в определенный момент или не увеличишь влажность, можно запросто потерять всю партию. А если не дать достаточное количество кислорода, то качественного гриба не получишь. В общем, нужно создать условия, как в осеннем лесу. Поэтому агрономы очень тщательно следят за ростом и состоянием вешенки. Кроме этого и качества мицелия, на результат влияет время года и даже колебания атмосферного давления. Высокую технологию обеспечивают грамотные специалисты, в т. ч. два кандидата сельхоз- и биологических наук.
После нескольких «волн» сбора урожая отработанные блоки отправляются на корм земляным червям. Это еще одно направление предприятия. Перерабатывая отходы, здесь получают биогумус (вермикомпост) -экологически чистое, натуральное, концентрированное, биологически активное органическое удобрение.
Сегодня на предприятии собирают порядка нескольких десятков тонн грибов в месяц. Продукция через оптовых посредников попадает на прилавки магазинов Москвы, Тулы, Ростова-на-Дону, Воронежа, Волгограда.
Отвечая на вопрос о перспективах развития предприятия, на котором сегодня трудятся почти 100 человек, директор Н. П. Семеньков отметил, что, несмотря на ряд предпринимаемых правительством экономических мер, непосредственно производителю все еще трудно вывести свою продукцию на широкий рынок, например, на прилавки крупных супермаркетов. И посредники, ничего не изготавливающие, порой зарабатывают больше самих производителей.
Однако продукция миллеровского «Каскада» уверенно держится на российском грибном рынке, составляя конкуренцию польским и китайским производителям вешенки.