По инициативе коллектива под руководством психолога Ольги Ивановны Кочубей на базе ПМПК был создан муниципальный пилотный проект «ОбъятьЯ», который второй год реализуется на нашей территории.
В этом году проект участвует в конкурсе «Премия МИРа» в номинации «Добрый коллектив», Конкурс ежегодно проводится Общероссийской молодёжной общественной организацией «МИР» («Молодёжь — Инициатива — Развитие»). Призван выявлять людей с активной жизненной позицией, кто несет идеи добра и мира. Коллектив ПМПК состоит из четырех человек: помимо руководителя в её составе педагог-психолог Анастасия Анатольевна Резниченко, учитель-логопед Ксения Андреевна Слепцова, дефектолог Ксения Артемовна Карасева, которая сменила Татьяну Юрьевну Очковскую.
Семей, которым нужна помощь и сопровождение специалистов оказалось много (в общей сложности речь идет о нескольких сотнях). Это дети с множественными нарушениями, синдромом Дауна (в Миллерово проживает 10 таких детей), аутизмом, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
— Проблема детей, имеющих ограниченные возможности, — говорит Ольга Кочубей, — не в том, что они не могут ходить, слышать, видеть или говорить, а в том, что они лишаются детства, общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяясь от обычных детских игр, забот и интересов. А без этого невозможна социализация и интеграция в обществе, и лишает смысла возможное обучение.
Организация всевозможных мероприятий и праздников, в том числе интегрированных — одно из направлений деятельности проекта «ОбъятьЯ». При поддержки спонсоров для детей с особенностями развития организуются и проводятся новогодние утренники, развлекательные программы в кинотеатре с показом мультфильмов, отмечаются все государственные праздники -День защитника Отечества, День Победы, День защиты детей и много других. К участию привлекаются волонтеры, аниматоры. Дети получают подарки и призы.
Второй год подряд на базе детского и юношеского Центра туризма и экскурсий (бывший «Орленок») проводятся профильные смены для детей с особенностями в развитии (умственной отсталостью, синдромом Дауна, аутизмом, НОДА, ЗПР).
Огромная проблема, с которой приходится сталкиваться семьям, воспитывающих таких детей — это отсутствие узких специалистов и отсутствие педагогов необходимого опыта в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование не должно заканчиваться установкой пандусов в школах.
Просветительская работа — одно из основных направлений проекта «ОбъятьЯ». Специалисты организовывают и проводят круглые столы, конференции, родительские собрания, мастер-классы, семинары для специалистов, педагогов, родителей.
— Опыт работы нашей комиссии — рассказывает Ольга Кочубей, показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Поэтому нами был организован психотерапевтический родительский клуб. Ведь развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.
Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка, взаимодействие детского сада с семьей, медицинское сопровождение. Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители не должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.
Привлечение детей с особенностями в развитии в кружки — еще одно направление проекта. На сегодняшний день в психологических кружках на базе Станции юных техников (СЮТ) проходят коррекционные занятия в нескольких группах, в которых обучаются дети с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра, НОДА, интеллектуальными нарушениями, ЗПР. Некоторые занятия проводятся индивидуально.
Надо сказать, что не все родители принимают помощь. Некоторые не веря, что она оказывается бесплатно, с подозрением и недоверием относятся к предложениям привести, например, ребенка на занятия. Но большинство же очень рады вниманию и той информации, которую они получают в ходе различных мероприятий. Две летние смены, проведенные в лагере дали детям массу новых впечатлений, родителям — знаний и понимания, как необходимо вести себя и что делать, чтобы их ребенок повзрослев, смог найти свое место в обществе и обходиться без их помощи.
За год с небольшим реализации проекта «ОбъятьЯ» в Миллерово сделано чрезвычайно много. При активной поддержке районной администрации, Управления образования, многочисленных спонсоров и просто неравнодушных горожан, готовых помочь своим участием, дети с особенностями здоровья участвуют в детских праздниках, дружат с другими детьми, посещают детские развивающие кружки и секции. Им оказывается квалифицированная помощь с учетом их особенностей.
Каждый из членов команды проекта «ОбъятьЯ» прошел обучение и получил специальные знания. Учителя и школьные психологи стали участниками нескольких проведенных конференций, обучающих семинаров, на которых речь шла о методах обучения и развития особенных детей, грамотном поведении.
Родители, многие годы остававшиеся наедине со своей бедой, смирившиеся и опустившие руки, получили психологическую квалифицированную помощь, столь необходимые знания, просто понимающее общение и массу положительных эмоций в созданном родительском клубе.
— Все, что мы делаем — мы делает от души. Мы делаем это потому, что больше у нас в городе это никто не делает. Нас заряжают улыбки детей и родителей, — рассказывает Ольга Кочубей. — Это для нас главный показатель того, что мы выбрали правильный путь. Но мы осознаем, что это большая системная работа: государства, родителей, общества. Что это большой проект, который требует финансирования, людей и знаний. Мы не можем прямо сейчас построить все так же. Но мы можем начать…