О суевериях

Считается, что религиозные люди обладают верой, в то время как неверующие подвержены суевериям. На первый взгляд, большинство людей понимают, что вера несовместима с суевериями, но, как ни странно и не прискорбно, - часто верующие и набожные люди оказываются последователями откровенно суеверных убеждений.

Действительно, если мы внимательно понаблюдаем за самими собой и окружающими нас людьми, то обнаружим, что в той или иной форме, осознанно или подсознательно суеверия присутствуют во всех слоях общества.

старое Общество

Избегать число 13, бояться разбить зеркало, как знак беды, не здороваться через порог, шарахаться от черных кошек и священников, видеть знамения в уроненных ножах и вилках или когда кто-то чихнул — всех этих и многих других суеверий всё ещё придерживается множество людей, хотя кому-то это кажется забавным.

Более емким определением суеверия является следующее — состояние страха и невежества, происходящее из-за веры в волшебство, колдовство и другие явления, которым нет рационального объяснения. Однако с чисто православной точки зрения, суеверие — это религия без Бога!

***

Существуют суеверия, относящиеся к таким понятиям и сферам жизни, как удача и неудача, числа, времена года, работа, поездки, любовь, женитьба и так далее. Наверное, каждому случаю жизни между рождением и смертью соответствует какое-то суеверие. Некоторые из них употребляются настолько широко, что стали традициями.

Многие суеверия нам хорошо знакомы: заячья лапка на удачу, брось монету в фонтан и загадай желание, не дай черной кошке перебежать тебе дорогу, будь рожден под счастливой звездой, говори об удаче, но постучи по дереву, не женись в неудачный месяц, разыграй кого-то 1 апреля, берегись некоторых людей, чтобы не сглазили и не наслали порчу или даже преждевременную смерть.

Одна крайность — это когда у людей развито чрезмерное увлечение чудесами и знаменьями, чтобы доказать свою собственную святость или правильность веры. Другая крайность возникает, когда люди преувеличивают значение церковных обычаев и правил до такой степени, что они затмевают собой заповеди Божии. Например, считают, что если крестное знамение и сопровождающий его поклон не сделаны с предельной точностью, то и сама молитва не имеет силы. В своем неуместном религиозном рвении такие люди могут настолько зафиксироваться на «букве закона», что для «духа закона» в их душе остается мало или вообще никакого места. Такой подход к церковной жизни является современным фарисейством. Здесь речь идет не о том, что будто бы церковная дисциплина не важна или церковные обычаи и правила внешнего поведения не имеют значения, но о том духе христианской любви и милости, в котором они были изначально задуманы и теперь должны применяться.

Вот несколько примеров того, когда проявление религиозности сформировано скорее суеверием, чем верой:

Когда освященную икону или крестик держат в автомобиле или даже в бумажнике, но относятся к ним как к талисману. Эти священные предметы существуют, чтобы напоминать нам о молитве к Богу за нас самих и за наших близких, а отнюдь не для удачи. В опасные или ответственные моменты мы хотим, чтобы именно Бог был рядом с нами. Если мы согласны носить или держать эти предметы для защиты, но без живой молитвы к Богу, то разговор с водителем аварийной машины или кареты «Скорой помощи» о том, сколько таких «талисманов» не уберегли их обладателей от аварии, травмы или и того и другого, должен подействовать отрезвляюще.

Часто молитву носят на себе или просто имеют в распечатанном виде, но не молятся. Это низводит молитву до какой-то магии, превращая в талисман или амулет. Было бы неизмеримо лучше просто запомнить слова молитвы и часто повторять их.

Временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет». Здоровье ребенка может действительно улучшится после крещения, но Церковь и ее священники совершенно не поэтому поощряют крещение детей без ненужных задержек.

Отношение к таинству Евхаристии (Св. Причастия) иногда точно такое же. Потом такие люди огорчаются, поняв, что все их приготовления к причастию были «пустой тратой времени», поскольку оно не помогло с проблемами на работе или не прервало череду неудач, испытываемых человеком.

Опасность суеверного отношения, по своей сути, к правильной религиозной практике состоит в том, что святыни и даже святые таинства Церкви начинают рассматриваться как способы достижения чисто внешних целей.

Наш край