Платить или нет?

В первых числах августа в одном из городских магазинов покупатель, разглядывая самовар стоимостью две тысячи рублей, случайно его разбил. Хоть этот факт и попал в полицейские сводки, закончился он вполне мирно: мужчина молча вытащил деньги и ушел. Так поступает большинство из нас, но так ли мы при этом правы?

Нужно ли платить за товар, случайно разбитый в магазине? Сразу скажем, что ответ на этот вопрос — отрицательный. Но искать его следует не в нашем традиционном законе РФ «О защите прав потребителей», а в документе посерьезнее.

Право и закон

Он называется Гражданский кодекс Российской Федерации. И в нем содержится статья 211, строго и коротко утверждающая: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».

Казалось бы, вот и все, и говорить больше не о чем. Никакого договора вы с магазином пока не заключали -таким договором, кстати, в некотором смысле является кассовый чек, который вам пока не пробивали. Никаким законом рассыпанная крупа не предусматривается, так что ничего платить не надо. Даже нельзя, чтобы не создавать у продавца ложного чувства победы!

Но, как всегда, закон — это одно, а практика — это нечто другое. Возможны следующие ситуации, при том, что продавцы отлично знают о статье 211 ГК РФ.

1. Продавец или даже директор магазина требует заплатить под угрозой вызова полиции (врет, не верьте) или намекая на стоящего рядом охранника. Что делать? Спокойно сообщите, что вы знаете содержание статьи ГК, а если будете угрожать, то пожалуюсь даже не в Роспотребнадзор, а прямо в полицию, где с удовольствием дадут ход беспроигрышному делу и повысят раскрываемость в своем отделе — преступника, угрожающего жизни и здоровью покупателя, искать и не надо, вот он.

2. Продавец настаивает, что вы разбили банку, скажем, банку «Лечо по-болгарски» нарочно. Бред, но что делать? Вообще-то из-за лечо магазин скорее всего упираться не станет и к вам приставать не будет, но если вы разбили дорогой коньяк «Hennessy» — может быть, и станет. Предложите предъявить доказательства, например, запись камеры наблюдения — они сейчас почти повсюду. Они откажутся. Или скажут, что вот та продавщица сама видела. И не выпускают вас из магазина. Тогда предложите вызвать полицию или сами туда позвоните. Приедет наряд, во всем разберутся. Правда, это займет немало вашего времени.

И если выяснится, что записи нет, а просто так продавщице никто не поверит, продавец подлежит уголовному (!) преследованию по поводу незаконного удержания человека. Намекните им об этом, это поможет.

3. Продавец машет перед вами бумажкой под названием, например, «Правила обслуживания в универсаме “Добренький”», где написано, что вы должны платить. Чепуха! Никакой законной силы эта макулатура не имеет, это вам не ГК РФ. Так им и скажите, а если будут продолжать и дальше — действуйте согласно п.1 и п.2.

Пожалуй, этим исчерпываются возможности магазина нарушать статью 211 ГК РФ. Но есть одно, и очень важное замечание, относящееся, конечно, не к вам, цивилизованному покупателю, а к тому типу, который догадался прийти в магазин в состоянии алкогольного опьянения и разбил там по неосторожности бутылку водки. Вот тут уже они и полицию с радостью вызовут, обвинив его в банальном хулиганстве и уничтожении собственности. И камера наблюдений скорее всего заснимет его шатающуюся походку. И вызванная ими полиция займет их сторону, хоть это и не совсем отвечает духу и сути статьи 211. И посадит его на 15 суток или даже больше. Тут уж лучше заплатить. А еще лучше посещать магазин в трезвом виде — кстати, это способствует и правильному, именно трезвому выбору покупки.

И последнее замечание — все описанное выше относится не только к продуктовым магазинам, но и всем другим. Случайно порванное при примерке платье, выпавший из рук айфон, лопнувшая при падении канистра с машинным маслом — все подпадает под действие статьи 211 Гражданского кодекса.

Купила мандарины в супермаркете. Были они упакованы в сеточку. Дома открыла, а там из 15 штук пять оказались с плесенью! Ну я мандарины в охапку, чек в руки и пошла ругаться. Началa с кассира, потом менеджер подтянулся. Нет бы извиниться да заменить — чек-то у меня с собой. Так нет, он на принцип пошел, нормальные, говорит, мандарины. Я ему сказала: “Хорошо, если нормальные — ешь. Если съешь и не поморщишься — без претензий, тут же уйду”.

Тот согласился. Съел, значится, два и говорит, все, мол, это дневная норма. А я ему — какая, на фиг, дневная норма, ешь все… Съел он, в общем, все пять штук плесневелых – и ведь видно, что давится, лицо аж позеленело, но ест! Молодец, — говорю, — а теперь зови старшего менеджера.

Тот подходит. — Дайте мне новые мандарины, потому что ваш сотрудник мои только что сожрал… Не забуду этот взгляд никогда. А нечего было выпендриваться!

Наш край