— Ребенок-инвалид ничем не выделяется среди других детей, — рассказывает педагог-психолог ДДиЮ Валентина Николаевна Лысенко. — И это правильно. Никто никогда не говорит о его инвалидности. Родители, сверстники, педагоги принимают его таким, какой он есть. И самое главное, чтобы он сам принимал себя. Для меня, как психолога, всегда важно психическое здоровье ребенка, любого, тем более инвалида.
Творческие занятия помогают заложить в каждом ребенке активную жизненную позицию, зарядить его позитивом и радостью жизни.
Занятия в кружках и секциях Дома детства и юношества для детей не выглядят как школьные уроки. Разновозрастный коллектив дает массу преимуществ в воспитании, когда младшие ребята тянутся к старшим в группе, сами развиваются гораздо быстрее. А те, в свою очередь, учатся быть внимательными к тем, кто слабее и меньше, и стараются помогать им. И тем более детям-инвалидам. Кстати, в одном из исследований, проводимом психологом в ДДиЮ, Валентина Николаевна попросила ребят сказать, что дают им занятия в объединении. В своих ответах дети часто указывали на то, что здесь они учатся не только ладить с другими детьми, общаться и дружить, но и сочувствовать, сопереживать. Происходит так называемое взаимообогащение внутреннего мира ребят.
В таких условиях, говорит В. Н. Лысенко, очень легко следовать одному из главных аспектов на пути самореализации ребенка: безоценочное отношение к нему, недопустимость сравнивания с другими детьми, возможность рассмотрения его достижений только в сравнении с его же собственными успехами. Когда у всех свои индивидуальные работы различного уровня сложности, по-другому и не получается.
Раскованная обстановка занятий предполагает неформальное общение детей между собой и, что очень важно, с педагогом. Для детей здесь создана прекрасная комфортная обстановка со своим уютным микроклиматом. В процессе занятий преподавателям удается создавать доверительные теплые отношения с детьми. Есть возможность говорить о жизни, о планах на будущее, вести диалог. Ведь пока ребенок шьет, лепит, рисует, нанизывает бисер, идет общение… такое важное и нужное каждому ребенку, и конечно, инвалиду, особенно. «А это как раз ребенку и надо, — говорит психолог. — В таких условиях любой человечек раскрывается, как цветочек, открывая в себе не только прекрасные творческие способности, но и личность». Поэтому сам процесс создания изделия не менее важен для ребенка, чем результат.
Однако наряду с тем, что в объединениях царит атмосфера сотрудничества и взаимопомощи, соревновательность никто не исключает. Например, в шахматах. Педагоги совместно с психологом отрабатывают навыки уверенного поведения с детьми-инвалидами, учат, как справляться с неизбежным волнением перед соревнованиями или выступлениями и во время их проведения. Для таких детей чрезмерное волнение может быть особенно неблагоприятным и иметь последствия. И здесь очень важно для самого ребенка понять, что он может справляться со своими эмоциями.
— Способности к творчеству,- отмечает В. Н. Лысенко, — есть у всех абсолютно детей. А ребёнок с инвалидностью, занимаясь творчеством, может пройти путь от увлечения к профессиональному самоопределению, что необходимо для социализации и становления личности. А те качества, которые формируются у ребенка в процессе творчества, однозначно положительно в итоге скажутся на характере.
Дом детства и юношества, работу которого возглавляет директор Г. А. Сергиенко, — это коллектив единомышленников, где каждый педагог работает над тем, чтобы все здесь было максимально направлено на создание благоприятных условий для всех детей. Это большая дружная семья, в которой каждому комфортно и уютно.