Рефюж, дивертор и шикана: разработан новый ГОСТ по безопасности пешеходов

Экспертами подведомственного Минтрансу института РосдорНИИ разработан проект нового ГОСТа «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования» по безопасности пешеходов на проезжей части.  Помимо таких понятий как «рефюж» и «дивертор» в документе имеется и «шикана» — термин из гонок «Формулы-1». Предполагается, что нововведения будут способствовать «принятию комплексных решений по совершенствованию дорожной инфраструктуры», снижению аварийности с участием пешеходов.

По словам главного специалиста отдела безопасности дорожного движения РосдорНИИ Владислава Елизарова, в России среди ДТП наезды на пешеходов составляют 26% и остаются одним из самых распространенных дорожных происшествий.

Изучив российский и зарубежный опыт по обеспечению безопасности пешеходов, эксперты определили и внесли в проект самые эффективные, на их взгляд, меры, в том числе, методы «успокоения движения» автомобилей в районах жилой застройки.  С этой целью предлагается делать перекрестки с ограничением скорости в 20-40 км/ч, приподнятые на 8 см над проезжей частью. Среди нововведений — сокращение количества полос движения или уменьшение их ширины, а также использование «зигзагообразного движения» автомобилей с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков (шикана), что поможет замедлить трафик на улицах с низкой интенсивностью движения.

Кроме того, в ГОСТе хотят предусмотреть лимиты скорости для машин, подъезжающих к регулируемому пешеходному переходу. Внутри микрорайонов —  не более 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения — 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения — 40 км/ч, на загородных дорогах — 70 км/ч.

Вблизи школ и детских садов предлагают сделать приподнятые над дорогой переходы, но не выше 7-15 см, в зависимости от наличия бордюра.

В ГОСТ вводятся понятия «дивертор» — ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке и «рефюж» — защитный элемент перед островком безопасности для предотвращения наезда автомобилей на пешеходов.

Общественное обсуждение третьей редакции проекта завершилось не так давно (первую версию представили еще в 2020 году). Стандарт планируется утвердить и ввести в действие в 2022–2023-м. Тем не менее, у независимых экспертов и ГИБД к документу остаются вопросы. Инициативы будут приняты после совместной серьезной проработки с Минтрансом.

По материалам kommersant.ru,   ura.ru

Наш край