ХВАТИТ ПИТЬ!
К началу XX века питейный доход в России (в процентах к общему бюджету страны) составлял 24%, тогда как в Англии он равнялся 27%. Зато во Франции было лишь 14%, а в Германии — 11,5%. Мы не считались самой пьющей страной в мире. Однако оппозиция называла бюджет «пьяным», намекая, что власти спаивают народ, а народ, особенно в городах, пил, не зная меры. Процветала тайная торговля некачественным алкоголем, росла «пьяная преступность».
Затевавшаяся реформа 1894-1902 годов должна была не только сократить потребление водки и поставить заслон алкогольной отраве, но развить в народе культуру пития и оздоровить жизнь.
Государственная винная монополия в России вводилась поэтапно. С 6 декабря 1894 года на местах постепенно стали открываться Попечительские общества о народной трезвости (ПОНТы), которые никак не отменяли ранее образованные и уже работавшие общества трезвости. Они вместе шли в ногу. Но ПОНТы имели более широкую программу, и на их содержание ежегодно отпускались средства из казны, дабы они могли заботиться о народе не на словах, а на деле. Кабаки были упразднены. Куда же теперь податься мужику? А вот — чайные, столовые, библиотеки, народные чтения, воскресные школы, хоры, оркестры и прочее. Попечительские общества о народной трезвости содержали лечебницы для страдавших алкоголизмом, оказывали помощь учреждениям и частным обществам, которые тоже боролись с пьянством.
Впрочем, и частные пожертвования были задействованы в этой борьбе.
Скоро и в московских газетах появилось приглашение: «Заявления о желании вступить в члены-трезвенники и денежные пожертвования принимаются в канцелярии отделения: угол Хивы и 1-й Рогожской улицы, дом Волкова». И что бы вы думали? Москвичи вступали и жертвовали. Работа налаживалась.
«ПУСТЬ ЛОПНУТ МОИ ГЛАЗА»
Исстари село Нахабино было известно в Московской губернии как разбойное и неприглядное. Когда же священнослужитель отец Сергий Пермский прибыл сюда на служение в Покровскую церковь, он был поражён поголовным пьянством жителей. Особенно тем, что в порок было втянуто множество подростков. Как не бороться с бедой? Ведь и св. прав. Иоанн Кронштадтский общества трезвости благословлял, сравнивал пьянство с четырёхголовым кровожадным змеем-людоедом, пожирающим души христиан. Говорил: «Если хоть одну голову отсечёте — это будет заслуга перед Богом, царём и Отечеством».
Открывая общество трезвости при церкви в 1891 году, отец Сергий в своей проповеди предложил прихожанам дать обет вовсе не употреблять спиртных напитков.
Об отце Сергии говорили, что он имеет необыкновенную силу воли, громадную духовную энергию, что он решителен и смел. Добрая слава о нём распространилась во все концы нашей страны. Потому Покровская церковь стала центром паломничества для алкоголиков, желавших изменить свою горькую судьбу, но не имевших на то собственных сил. Ежедневно в Нахабино приходили-приезжали паломники.
В церкви некоторые горемыки давали зарок не пить полгода, год. А когда срывались, то снова приезжали и опять обещали перед иконой Сергия Радонежского воздерживаться на новый срок.
Рассказывали немало красивых и жутких легенд о каре клятвопреступников святым угодником-чудотворцем или о поощрении им доброхотов. Как-то одна баба-пьяница после обета и слов священника, что ей придётся трудно терпеть, сказала ему: «Пусть лопнут мои глаза, если я выпью хоть один глоток». Батюшка, услышав такую страшную клятву, побледнел: «Ну, раба Божья, ты сама на себя налагаешь тяжёлый крест. Неси его».
И что же? Почти сразу, выйдя из церкви, женщина решила выпить… А через неделю она пропила всё до ниточки. Пьяная пошла по дороге и, попав под проезжавшую телегу, серьёзно повредила глаз. Позднее распух и загноился второй. Спустя некоторое время она стала полностью слепой.
Другой пьяница, фабричный, не выдержал клятвы и вошёл в придорожный кабак. Здесь работяга ухватил рюмку. Вспомнив о святом, поставил её и сказал: «Прости, святой угодник, не могу снести обета». Только снова взял в руки рюмку и хотел поднести к раскрытому рту, как вдруг что-то с ним случилось. У всех на виду несчастный затрясся, захрипел, грохнулся на пол. Ещё долго слабые характером вспоминали ту позорную принародную смерть с рюмкой в руке, и что-то их удерживало от слабости.
Немало алкоголиков посылали в Нахабино за свой счёт владельцы отдалённых русских заводов и фабрик. Дома такие фабричные не только всё пропивали, но в своём угаре губили ещё жену, детей. По возвращении домой из Нахабина они боялись шутить с обещанием, данным святому Сергию.
В первый год в состав общества трезвости Нахабино входило лишь 47 сельчан. Причём нарушителей обета было 15. Во второй год в обществе значилось 118 членов.
Число членов общества всё росло. На третьем году в нём было 314 человек, на 4-м -358, на 5-м — 1273, на 6-м -10 368, а на 7-м — 30 945 (!). Пожалуй, это было одно из самых крупных антиалкогольных российских объединений. Прекратились и в Нахабино грабежи и разбойные нападения.
ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ
В обычном русском народном доме располагались чайная, столовая, лекционная аудитория и библиотека для народа. Ещё в 1899 году Министерство финансов дало указания Попечительским обществам о народной трезвости устраивать народные театры в городах, в особо крупных торговых поселениях и на заводах.
Когда настала очередь введения винной монополии в Московской губернии, то тут же свою деятельность начало Попечительство о народной трезвости. Первоначально оно получило пособие от правительства — 250 тысяч рублей. Вместе со всеми другими поступлениями (от пожертвований фабрикантов, других состоятельных людей, от общественных организаций) общество располагало суммой в 317 691 рубль 40 копеек. Из неё к концу мая 1902 года было израсходовано: на устройство и создание чайных и столовых — 262 908 рублей, на читальни и библиотеки — 10 377 рублей, на народные гулянья — 4924 рубля. А отдача? Услугами общества тогда воспользовались 672 759 человек — добрая половина московских жителей! Отмечу: на 31 января 1902 года в Москве проживало 1 174 673 человека.
За 10 лет (к 1911 году) столичное попечительство получило на своё содержание от Министерства финансов 5 млн рублей. На эти деньги было оборудовано и содержалось 15 народных домов, устраивались спектакли, концерты, народные чтения, воскресные школы, общеобразовательные курсы для рабочих.
«УВРАЧЕНИЕ НЕДУГА ПЬЯНСТВЕННОГО»
В 1910 году во всей России насчитывалось 252 Попечительских общества о народной трезвости, с составом до 500 тысяч членов.
День 29 августа 1913 года был объявлен повсеместным Днём трезвости. Во всех церквах Российской империи были совершены торжественные богослужения с молебствием по особому чину «об уврачении недуга пьянственного», был проведён сбор на борьбу с пьянством. А по Москве прошёл многотысячный крестный ход мужчин средних и юных лет, желавших стать трезвенниками или уже бывших ими.
(с 1898-го по 1906-й) потребление спиртных напитков на душу населения сократилось в России на 18%. Значительно меньше стало прогулов и несчастных случаев на производстве, связанных с выходом на работу в нетрезвом состоянии. Оправдались прогнозы С.Ю. Витте о росте доходов казны — собираемость налогов увеличилась на 25%, а вклады населения в сберегательных кассах выросли на 30%.
Но 1 августа 1914-го началась Первая мировая война. Что она будет такой жестокой и долгой, ещё не знали. Депутаты Государственной думы от крестьян подали царю петицию: «Сказка о трезвости -этом преддверии земного рая — стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, повысилась производительность труда, явился достаток. Несмотря на пережитые потрясения (мобилизация и война), деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение. Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запретом. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера. Изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена». Был введён сухой закон.
Война продлилась вовсе не полгода, как думали. А война — это беда. Где беда — там и хмель. Появилось самогоноварение, расцвела тайная торговля спиртным. Пьяные банды зверствовали на полях гражданской войны. Офицеры пили в подпольных кабаках и ресторанах. ПОНТы все быстро забыли, будто их и не было.
Правда, народные дома, чайные, театры и читальни новая, советская власть частично переоборудовала в клубы, библиотеки, уцелели и некоторые театры. Однако сказка о трезвости так и не стала правдой на Руси. Ныне к водке прибавилось виски, к вину — джин, к самогону — пиво; все эти напитки, льющиеся рекой, по-прежнему приносят стойкий доход государству и алкогольным, коронованным и некоронованным, нашим и чужестранным королям.