Суеверия

(Продолжение. Начало в № 113 от 21.10.2017г.)

Даже участие в паломничествах и поклонение святыням может превратиться в чисто суеверное поведение. Нет сомнения, что посещение места, где жил святой, чтобы воодушевиться на молитву там же, где он подвизался ради своего спасения, имеет особое значение.

Еще более остро чувствуется прикосновение к святыне при паломничестве на Святую Землю, когда человек буквально ходит по стопам Господа или может стоять и молиться там, где Он стоял и молился. Поездки на святые места действительно воодушевляют паломников изменить свою жизнь и следовать Господу, но настоящая духовная перемена возможна только тогда, когда человек решится последовать словам Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мат. 16:24). Паломник, который не готов к тому, чтобы работать над собой (отречься от себя) и начать духовную борьбу (взять крест свой), а ожидает перемены в себе просто от самого факта паломничества, опять же, смотрит на святыню в ложном свете, обращаясь к ней только в силу того, что надеется получить какой-то внешний результат.

старое Общество

Разбей зеркало — и семь лет не будет везти. В зеркале мы видим наше наиболее идеальное отражение, и разбитие зеркала представляет собой драматическое событие, обладающее сильным символическим смыслом. Чувство страха, возникающее при этом, восходит к древнему поверию, предваряющему собой химическую и цифровую фотографию, отождествляющему образ человека с его душой. Откуда взялись семь лет? Римляне верили, что жизнь обновляет себя каждые семь лет. И, поскольку разбитое зеркало приравнивается к разбитому здоровью, считалось, что человеку, сделавшему это, понадобится семь лет, чтобы выздороветь.

Стучание по дереву. Когда разговор заходит о невезении, то предлагают постучать по дереву. Также считается, что стучание по дереву продлевает полосу везения. Это суеверие происходит из древнего кельтского поверия в духов дерева. Считалось, что деревья были жилищами духов. Поэтому, когда разговор заходил о везении или невезении считалось важным постучать по дереву, чтобы получить защиту этих духов. В противном случае они могли бы обидеться и послать беду. Таким образом, стучание по дереву было формой поклонения богам, что является извращенной формой православного славословия: Слава Богу!

Русский народ, приняв православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть — начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, — вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном-тоже нецерковная традиция.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, — проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

• класть в гроб деньги, вещи и продукты;

• класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

• считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

• верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

• считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

• на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

• сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

• лить водку в могильный холм;

• произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

• верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

• верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

• верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

• верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

• верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

• верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Таков образ действия бесовской прелести: скрытно и хитро предложить ложную духовность, чтобы потихоньку привести доброжелательных людей к их погибели. Широкое распространение суеверий является лучшей иллюстрацией этого. Христос определенно говорит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Maт. 6:24).

Наш край