— Как вы думаете, почему у людей складывается такое мнение?
— Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при реконструкции городских дорог, заключается в следующем. До 2016 года существовал некий такой казус в законе: всем муниципалитетам в 2006 году были переданы автомобильные дороги, а не улицы населенных пунктов с расположенными на них проезжими частями. Соответственно, условия проектирования автомобильных дорог и проезжих частей улиц абсолютно разные. Почему? Потому что автомобильная дорога подразумевает определенный конструктив, определенные параметры, скажем, бордюрный камень высотой 15 сантиметров, без всяких заездов — грубо говоря, трасса, которая находится в границах населенного пункта. Люди говорят: как вы так проектируете, подъездов к домам нет, того-этого нет. Мы всегда в техническом задании на проектирование вместо бордюра просили предусмотреть прикромочный лоток, потому что наш город не имеет подземных систем приёма ливневых стоков, у нас весь ливневый отход получается поверхностным. Поэтому логично было бы вместо бордюров положить прикромочный лоток. Но при проектировании автомобильных дорог такие лотки не применяются, поэтому госэкспертиза нам это исключает и заменяет лотки на бордюрный камень. Кроме всего прочего, проектирование, если уже идет по бордюру, не предусматривает его занижения. Мы всегда просим подрядчиков, чтобы они этот бордюр занизили.
С 2016 года этого нет, правительство пришло к мнению, что автомобильные дороги в границах населенных пунктов необходимо проектировать с применением СП (свода правил) градостроительства, который подразумевает более удобную структуру проектирования. На сегодняшний день у нас таких проектов пока нет, решением областного правительства муниципалитеты должны сначала реализовать проекты уже изготовленные и утвержденные. Мы вынуждены делать то, за что уже заплатили. Нереализованными остаются пока два: по переулку Карьерному и улице Крупской.
В процессе работы мы, конечно, будем учитывать мнение жителей и обращаться к подрядчикам с просьбой идти навстречу там, где это возможно. Но нужно понимать, что очень сложно что-то переделывать, когда у тебя на руках находится заключение государственной экспертизы о том, что данный проект соответствует всем нормам.
— Какие объективные причины, на ваш взгляд, этому способствуют?
— Ещё одна немаловажная проблема — требования знаменитого 44-ФЗ, в соответствии с которыми при проведении конкурсных торгов решающим фактором в выборе подрядчика является ни качество работ, ни сроки их выполнения, ни наличие передовых технологий, а цена. Конкурсные процедуры, в первую очередь, подразумевают закупку дешевого продукта. Понятно, что дешевое далеко не всегда может быть хорошим: исполнитель будет экономить или на материалах, или на рабочей силе. Такого параметра, как качество, там нет. Гарантия есть — 5 лет, и это единственный рычаг потребовать переделки некачественно произведенной работы опять-таки в случае, если фирма-производитель не уйдет за эти годы с рынка путем банкротства или еще как-то. К сожалению, видя все эти подводные камни, по закону мы вынуждены заключать договоры именно с теми подрядчиками, которые предлагают наиболее низкие цены. Как бы нам ни хотелось, но повлиять на это администрация никак не может, приходится работать в заданных условиях.
— Каковы планы администрации в области дорожной деятельности на ближайшее будущее? Чего ожидать жителям города? На что они могут рассчитывать?
— Конечно, мы не собираемся ждать у моря погоды. Надеемся, что в ближайшие год-два реализуем проекты по пер. Карьерному и ул. Крупской, и чтобы не упустить время, уже сейчас начинаем готовить документацию и обозначать свои планы в профильном министерстве. Нужно понимать, что таких муниципалитетов, как мы, в области 463 и в каждом — плохие дороги. Поэтому на этом фоне нужно быть лучше конкурентов на голову.
В этом году пытаемся получить финансирование на проведение проектирования работ по ул. Горького — Советской и ул. Колхозной — Нахимова — ДСХТ до Луганской трассы. Выбор именно этих улиц обусловлен тем, что здесь проходит наибольший трафик. По предварительным расчетам стоимость работ по проектированию по ул. Горького — Советской обойдётся в 2, 5 миллиона рублей, а ул. Колхозной — Нахимова — ДСХТ — 4, 4 млн рублей. Это, напоминаю, только проекты.
Кроме того, мы рассчитываем, что у нас будет проходить кустовой семинар-совещание по благоустройству. Естественно, кроме того, что показать реконструкцию улицы Ленина, нам хотелось бы и подремонтировать дороги в центре города. Используя сложившуюся ситуацию, попытаемся убедить руководство области, чтобы нам позволили воспользоваться возможностью, предоставляемой поселениям Ростовской агломерации на проведение ремонтных работ дорожного покрытия в центре города без изготовления дорогостоящих проектов. Учитывая, что движение грузового транспорта в центре города не осуществляется, а конструктив дорожной подушки пригоден для обеспечения движения легковых автомобилей, возможно провести выравнивание профиля дороги фрезированием с укладкой нового рабочего слоя. Сейчас нами изготовлены сметы, которые направлены на прохождение государственной экспертизы. Стоимость проверки достоверности сметных расчётов — 90 тыс. рублей. Расчётная стоимость проведения работ по переулку Коммунальному и улицам Фрунзе, 20 лет РККА, Криничной, Вокзальной, Лермонтова, 1-го Мая, 27-го Февраля, Кирова — более 34 миллионов рублей.
— Как же другие дороги города? Какие планы?
— Мы оцениваем ямочность на наших дорогах в 18 000 кв. м. Согласитесь, при таких обстоятельствах было бы глупо и не по-хозяйски, рассчитывая получить деньги на ремонт центра, сейчас заделывать что-то на этих улицах, если есть шанс их отремонтировать без привлечения средств местного бюджета. Пока постараемся с помощью выравнивания грейдером и подсыпки фалом поддерживать эти дороги в состоянии, при котором можно обеспечить безопасное движение с разумной скоростью.
Считаю, что целесообразнее потратить деньги на закрытие ям на дорогах, которые в ремонт пока никак не идут. Представьте, что скажут люди, когда увидят, что мы, вложив средства бюджета, заделали ямы, а через месяц пригоним фрезу и всё это вырежем под цельное новое покрытие? Все, думаю, без слов понятно.
К тому же часто слышны высказывания по поводу того, что, мол, выделяются же средства из дорожного фонда области. Да, выделяются. Региональный бюджет перечисляет нам 4 миллиона 400 тысяч рублей. Средняя цена одного квадратного метра асфальта стоит одну тысячу рублей. Вот и посчитайте, сколько мы можем отремонтировать с учетом того, что ширина полотна у нас шесть метров, — это чуть больше километра. На что потратим эти 4, 4 миллиона? Уже состоялись торги, в которых участвовали три организации: Ростовское ДСУ (Таганрогское отделение), — выиграло тендер на ремонт по ул. 3-го Интернационала (1 600 кв. м), Миллеровское ДРСУ — выиграло ремонт 1 200 кв. м улицы 14 съезда ВЛКСМ, ООО «Автодорстрой» — выиграло конкурс по доделке ул. Московской (2 400 кв. м). Вот и все четыре миллиона.
Кроме того, городское поселение из собственного бюджета выделило еще 4 миллиона руб. на так называемый мелкий ямочный ремонт и карты.
Определились, что необходимо уложить карты на особо разрушенных участках дорог с интенсивным движением, на которые водители обращают наше внимание.
— Что возможно сделать сейчас, чтобы снять напряжение?
— Дело в том, что асфальта пока на АБЗ нет по той причине, что не сформированы портфели заказов. Он появится чуть позже, когда запуск заводов станет экономически обоснованным. Сейчас силами нашего МУП ЖКХ заделываем большие разрушения литым асфальтом. Многие высказывают недовольство качеством выполняемых работ, мол, сыплют что попало, лопатой ровняют, были ямы – стали бугры. Да, может, это и некрасиво, но позволяет остановить дальнейшее разрушение конструктива покрытия, при соблюдении разумной скорости движения сохранить подвеску автомобиля, уберечь городской бюджет от штрафов, которые поступают в ведомственные карманы и никак не способствуют решению проблемы, а приводят только к её усугублению. Нужно также учитывать, что с повышением температуры воздуха битум становится более эластичным и все эти бугры уйдут, никто и не вспомнит о том, в каком виде это было весной.
— Что же всё-таки с основными работами?
— Подрядчики планируют приступить к выполнению основной массы работ после 15 апреля. К этому времени, по долгосрочному прогнозу синоптиков, установится тёплая погода с минимальным количеством осадков, что позволит выполнять работы без ущерба их качеству. На сегодня Миллеровское ДРСУ и «Автодорстрой» выполнили работы по фрезерованию. Со среды планируется проливка подготовленных поверхностей вяжущим веществом и укладка рабочего слоя, но очень многое зависит от погоды.
От имени администрации поселения обращаюсь к жителям города с просьбой быть терпимее к неудобствам, вызванным проведением работ. Не выезжать под работающую дорожную технику, следовать требованиям дорожных знаков. Несоблюдение таких простых правил ведёт к возникновению конфликтов, угрожает целостности автотранспорта и безопасности водителей и дорожных рабочих.
Отдельные слова благодарности выражаем ребятам из ОНФ, которые, не считаясь с личным временем, оказывают всевозможную помощь при проведении ремонтных работ как гражданам, так и администрации. Контролируют соответствие технологической цепочки требованиям нормативных документов, проверяют количество материалов и их качество. Своевременно указывают на выявляемые недостатки, что способствует их своевременному устранению.
Ещё раз хочу повторить и заверить: уважаемые горожане, мы такие же жители города, здесь живут наши дети, родители, друзья и знакомые, мы ездим по этим же дорогам и пользуемся той же, что и все, инфраструктурой, также обсуждаем все имеющиеся проблемы и слышим все высказываемые замечания. Естественно, что принимаются всевозможные меры для улучшения ситуации. Москва не сразу строилась. За последние пять лет многое получилось поменять к лучшему, и город дальше двигается в этом направлении.