Старый элеватор

Всем, кто въезжает в Миллерово по железной дороге со стороны Москвы, сразу бросается в глаза это темно-красное с белыми штрихами узора здание-башня. Более века оно является своеобразной визитной карточкой города.

Речь идет о старом элеваторе. Для как минимум четырех поколений наших земляков оно — привычный атрибут городского ландшафта, на который даже и внимание не обращаешь. Между тем у него очень интересная история.

Как известно, из земледельческого поместья Миллеров наш населенный пункт стал превращаться в развитый промышленный и сельскохозяйственный центр с постройкой в 1872 году железной дороги. Именно благодаря ей, сюда стал проникать торговый капитал (причем как отечественный, так и заграничный), появляться промышленные и перерабатывающие предприятия, и уже к концу века Миллерово стал крупной узловой станцией, к которой к тому же сходились почтовые тракты. Говоря сегодняшним языком, это была территория с хорошо развитой по тем временам логистикой.

А так как Дон к началу XX века уже был признанной житницей России, особое развитие получало то, что связано с хлебом. В 1909 году в Миллерово начала работу товарная паровая мельница товарищества Деффер и К, действовали мельницы Донского и Русско-Американского товариществ, имелись ссыпки зерна миллионера Луи Дрейфуса.

По архивным данным в 1910 году с нашей станции грузилось до трех миллионов пудов зерна. По вывозу зерна мы были на втором, а по вывозу муки — на третьем месте после Ростова. Учитывая такие объемы, неудивительно, что первый на юге России элеватор появился у нас в городе.

Кому-то одному из местных хлебопромышленников, пусть и состоятельному, такое сооружение было не по силам, поэтому организовали акционерное общество. Наиболее заинтересованным его членом считают Деффера, владевшего мукомольным производством и нуждавшегося в запасах зерна.

Строили элеватор пять лет и завершили в 1913 году. Огромное по тем временам хранилище вмещало до 10 тысяч тонн зерна. Само здание было высотой с 11-этажный дом, с толстыми около метра стенами, причем кладку для особой прочности делали на растворе с яйцами.

Несмотря на то, что назначение у объекта было сугубо промышленное, по тогдашней строительной моде выгнали не просто примитивную коробку, а красивое двухступенчатое здание, напоминающее башню. Говорят, на самом верху, где сейчас находится большой белый прямоугольник, когда-то красовался герб.

Во время Великой Отечественной войны немцы не раз пытались разрушить элеватор. Кстати, в Интернете «гуляет» фотография миллеровского элеватора, сделанная в 1942 году немецким летчиком. К счастью, ни авиабомбежки, ни снаряды не взяли крепкое здание. Оно и сейчас возвышается над городом, и если сравнить снимки нынешнего времени и то старое немецкое фото, видно, как разросся наш город — там, где были пустыри, сейчас раскинулись жилые кварталы.

А наш с вековой историей элеватор с появлением нового — в разы большего на Производственной — стали называть старым. Но он и сегодня исправно выполняет свою задачу. Правда, теперь только снаружи видна его «старина», внутри он оснащен современным оборудованием. И как в далеком 1913 году, когда Российская империя занимала первое место в мире по производству и экспорту зерна, через наш элеватор шла переработка и отгрузка пшеницы за рубеж, так и сегодня он является перевалочным терминалом в экспортной зерновой торговле.

Наш край